История

  Создавшаяся в первом периоде войны, тяжелая обстановка не сломила советский народ и его Вооруженные Силы. Сопротивление Красной Армии с каждым днем нарастало. Противник не смог достичь поставленных целей. К лету 1942 года Советские Военно — Воздушные Силы качественно изменились. Промышленность наращивала темпы выпуска авиационной техники, вооружения и боеприпасов. Повышалась живучесть самолетов за счет усиления броневой защиты экипажа и наиболее важных агрегатов. В основном было завершено перевооружение ВВС на новые типы самолетов, что создавало благоприятные условия для более успешного решения боевых задач. В суровые дни ожесточенных боев 1942 года, когда немецко-фашистские захватчики рвались к Волге, рассчитывали захватить Кавказ с его нефтяными и продовольственными ресурсами. Верховное Главнокомандование приняло решение усилить сухопутные войска и авиацию на Сталинградском фронте, чтобы лишить противника инициативы ведения войны и добиться коренного перелома в ходе войны. Главный удар предусматривалось нанести на юго — западном направлении. Для контрнаступления привлекались войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов. В их состав входили 17, 16 и 8-ая Воздушные Армии. Особое внимание обращалось на усиление фронтов штурмовой авиации. Двухместные штурмовики ИЛ-2 к тому времени отлично зарекомендовали себя как самолеты поля боя, успешно взаимодействующие с пехотой и танками в наступлении и обороне.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ

В этот период, 14 июля 1942 года, Сталинградским военным округом началось формирование управления 290-й штурмовой авиационной дивизии в городе Сталинграде. 4 августа 1942г. Формирование 290-й ШАД было возложено на командующего 8-й Воздушной Армии. Авиационные части 8 ВА/командующий- генерал — ХРЮКИН Т.Г., заместитель по политчасти-бригадный комиссар ВИХОРЕВ А.И., начальник штаба- полковник СЕЛЕЗНЕВ Н.Г./ располагались на западном берегу Волги в 100-150 км от участков прорыва и вели боевые действия на дальних подступах к Сталинграду. Командиром соединения был назначен гвардии полковник МИРОНЕНКО Павел Иванович, заместителем по политчасти- гвардии подполковник ЧЕРНИКОВ Федор Васильевич, начальником штаба- гвардии подполковник БЕРЕЗОВСКИЙ Ефим Степанович. 12 сентября 1942 года управление соединения было полностью сформировано и включено в состав 1-го штурмового авиационного корпуса и передислоцировано в г. Дмитров Калининской области, Московского Военного округа, а в октябре передано в подчинение вновь сформированного 3-го штурмового авиационного корпуса. В состав соединения вошли 625 штурмовой авиационный полк /командир- майор СОЛОДИЛОВ М.А./, 775 штурмовой авиационный полк / командир- подполковник ЗУБАНЕВ Н.И./, 22-я отдельная рота связи, 2045 военно — почтовая станция.

Next

В декабре управление соединения перебазируется на юго — западный фронт, аэродром «совхоз Калачевский», куда прибыл 299 штурмовой авиационный полк /командир подполковник ТОПИЛИН О./, который так же вошел в состав 290-й ШАД.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ СОЕДИНЕНИЯ

В этом составе 16 декабря 1942 года соединение начало боевые действия по обеспечению прорыва войсками юго — западного фронта обороны противника в направлении среднего течения р.Дон, на участках Новая Калитва, Моностырщина. Одиночные экипажи и группы самолетов бомбардировали и штурмовали узлы сопротивления и скопления немецко- фашистских войск, наносили удары по железным дорогам и аэродромам противника. В январе 1943 года части соединения в составе 17-й Воздушной Армии /Командующий- генерал КРАСОВСКИЙ С.А., заместитель по политчасти бригадный комиссар ТОЛМАЧЕВ В.Н., начальник штаба полковник ТНЛЬНОВ К.И./ выполняли боевые задачи по уничтожению живой силы и техники противника на участках: Ново- Марковка, Стрельцовка и содействовали наземным войскам в овладении городами Богучар, Старобельск, Славянск, Краматорск, вели воздушную разведку районов Артемовск, Красноармейск. В феврале- июне 1948 года части соединения взаимодействовали с 6-м и 19-м стрелковыми корпусами в наступательных операциях, вели разведку переправив через р. Северный Донец, участвовали в отражении контратак пехоты и танков противника.

Этот же период соединение в полном составе принимало участие в Белгородско — Харьковской наступательной операции и в овладении этим плацдармом. Личный состав соединения выполняя боевые задания, проявлял подлинный героизм и мужество, смело вступал в воздушный бой с немецко-фашистскими самолетами, показывал образцы взаимопомощи и взаимовыручки в бою. 7 марта 1948 года летчик мл. лейтенант МАСЛЕННИКОВ А.Л. проявил исключительное мужество, спас своего командира от неминуемого пленения. Группа из 5-ти самолетов ИЛ-2 во главе с командиром эскадрильи майором СТОЛЯРОВЫМ М. атаковала вражескую автоколонну, с боеприпасами следовавшую к линии фронта. После выхода из очередной атаки самолет майора СТОЛЯРОВА был подбит и потерял управление. Командир эскадрильи был вынужден приземлиться на территории врага в 1,5-2 км от дороги. Несколько немецких машин устремились к месту посадки самолета, рассчитывая захватить экипаж в плен. Это своевременно заметил мл. лейтенант МАСЛЕННИКОВ. Решение созрело мгновенно. Летчик в стремительной атаке расстрелял подъезжавшие к самолету СТОЛЯРОВА машины, развернулся, выбрал площадку, произвел посадку и подрулил к поврежденному самолету. Навстречу ему, отстреливаясь от фашистов бежали майор СТОЛЯРОВ и его воздушный стрелок сержант ТЕРЛО Т.М. Мл. лейтенант МАСЛЕННИКОВ не выключая двигатель вылез на крыло, подхватил воздушного стрелка и через технологический люк вместе с ним влезли во внутрь фюзеляжа самолета, уступив место пилота своему командиру. Взревел мотор и самолет резко подскакивая на неровностях почвы, набирая скорость пошел на взлет. Оставшаяся в воздухе группа самолетов в круговой атаке пулеметно- пушечным огнем отсекали немецко-фашистские машины, пытавшиеся приблизиться к самолету младшего лейтенанта МАСЛЕННИКОВА, а после взлета подожгли оставшийся на земле поврежденный самолет майора СТОЛЯРОВА и за взлетевшим командиром ушли на свой аэродром. Этот подвиг стал достоянием всего личного состава 17 Воздушной Армии, а мл. лейтенант МАСЛЕННИКОВ А.Л. за проявленное мужество и спасение командира был награжден орденом Красного Знамени. 16 июня 1943г. Соединение посетил начальник штаба ВВС Красной Армии генерал- полковник авиации ХУДЯКОВ С.А.

Next

В июле 1943г. Соединение выполняло боевые задачи по уничтожению артиллерии, минометов и живой силы противника на Белгородском направлении перед фронтом 57 армии, вело борьбу с автоперевозками противника на участке Харьков- Белгород, уничтожало личный состав и материальную часть на аэродромах противника.В июле наши войска начали прорыв линии обороны немцев в районе Изюма. Взаимодействуя с наземными войсками части соединения вели активную боевую работу. Летчики совершали по несколько боевых вылетов в день, проявляя при этом высокую боевую выучку и героизм. Многие из них не жалели своей жизни при уничтожении врага. 18 июля 1943 года самолет заместителя командира эскадрильи 109 авиационного полка ст. лейтенанта ПЕТУХОВА Александра Ильича при выполнении боевого задания был подбит и загорелся. Летчик снизился до предельно малой высоты, продолжая вести огонь, а когда снаряды кончились и пламя охватило весь фюзеляж, ст. лейтенант ПЕТУХОВ А.И. направил свой горящий самолет на вражескую зенитную батарею. Раздался сильный взрыв. И этот звук прозвучал, как салют подвигу смелого летчика. Имя ст. лейтенанта ПЕТУХОВА А.И. повторившего подвиг Николая ГАСТЕЛЛО стало известно спустя 29 лет после его гибели. За отличное выполнение боевых заданий командования приказом Народного Комиссара Обороны № 264 от 24.08.1943г. соединению присвоено почетное звание — ГВАРДЕЙСКОЕ,

Next

этим же приказом оно преобразовано в соединении носящее нынешний номер. Соответственно преобразованы и входящие в него полки: 290-й шап- в 108 гвардейский штурмовой авиационный полк, 625 шап — в 109 гв. штурмовой авиационный полк, 775 шап- в 1 10 гвардейский штурмовой авиационный полк. 13 октября 1943 года шли ожесточенные бои за овладение городом Запорожье. Боевые действия наземных войск поддерживались авиационными частями нашего соединения. В этих боях особенно ярко раскрылись боевые качества, мужества и героизм наших летчиков. При выполнении боевого задания 13 октября 1943г. Ст.лейтенант МИЛАШЕНКОВ СВ. будучи ведущим 6-ти самолетов ИЛ-2 был атакован фашистскими истребителями ФВ-190 и МЕ-109 в районе города Запорожье.По команде ст.лейтенанта МИЛАШЕНКОВА СВ. наши Илы ринулись в стремительную атаку на фашистских стервятников, поливая их огнем пушек и пулеметов. В этом воздушном бою ст.лейтенант МИЛАШЕНКОВ сбил один МЕ-109, остальные фашистские самолеты были вынуждены к беспорядочному бегству. 14 октября после выполнения боевого задания по уничтожению переправы через р.Днепр гв. ст.лейтенант МИЛАШЕНКОВ обнаружил аэродром противника с большим скоплением на нем немецких самолетов различных типов. Ст.лейтенант МИЛАШЕНКОВ решил нанести штурмовой удар по аэродрому. В результате было уничтожено 2 самолета Ю-88 и

Next

20 самолетов различных типов повреждено. За образцовое выполнение боевых заданий по освобождению от немецко — фашистских захватчиков г.Запорожье, овладению плацдармом на правом берегу Днепра и городами Днепропетровск и Днепродзержинск приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 24 октября 1943 года соединению присвоено собственное наименование ЗАПОРОЖСКОЕ, всему личному составу объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего. С июля 1943 по декабрь 1943 г. Наряду с ведением боевой работы личный состав частей соединения занимался учебно — боевой подготовкой. Прибывающий в часть летный состав производил учебно- тренировочные полеты на самолетах ИЛ-2, изучал тактику боевых действий и оружия, технический состав изучал материальную часть. Партийно-политический аппарат, партийные и комсомольские организации проводили большую идейно-воспитательную работу, основной целью которой являлось укрепление морального состояния личного состава и воспитание его в духе беззаветной преданности Родине, смелости и решительности в бою. Пополнялись ряды Коммунистической Партии и ВЛКСМ. За этот период принято в члены ВКП/б/- 3 человека, кандидатами в члены ВКП /б/-17 человек. В ноябре- декабре 1943г. Соединение находилось в резерве Ставки Главного Командования и дислоцировалось в нижне Днепропетровске и Днепродзержинске.

Next

В январе 1944г. После вывода из резерва Ставки Главного Командования, соединение передало самолеты 1-му гвардейскому и 9-му САК, было направлено на отдых доукомплектование личным составом, новой материальной частью, а летний состав 108 гв. шап убыл в город Куйбышев для получения новых самолетов ИЛ-10 и практического переучивания. В январе-июне, с получением новых самолетов руководящий состав управления и частей соединения занимались вводом в строй молодого летного состава, совершенствованием техники пилотирования, организаций изучения материальной части и вооружения самолетов ИЛ-10. Офицеры штабов осуществляли руководство учебно- боевой подготовкой частей, повышением оперативно- тактических знаний, изучением опыта боевых действий в Великой Отечественной войне, отработкой и оформлением боевой документации штабов. Вместе со всеми трудящимися страны личный состав соединения принял активное участие в распространении и приобретении облигаций 111-го Государственного займа подписавшись на 891 375 руб. В январе — феврале части соединения, находясь на переформировании сказывали действенную помощь гражданським властям в подготовке к весенне — полевой компании и мобилизации населения на выполнение поставок сельско-хозяйственной продукции государству. В мае — июне 1944г. соединение частью сил вела боевые действия по овладению и удержанию плацдарма на правом берегу реки Днестр в районе населенных пунктов Кошницы, Слицкань, осуществляло срыв железнодорожных перевозок противника на участке Каушаны Кишенев. 1 июля 1944 года командиром 1-го смешаного авиационного корпуса генералом АЛАДИНСКИМ на аэродроме Ростовцево соединению вручено гвардейское знамя. В июле 1941г. соединение передается в состав 1-го Украинского фронта и перебазируется в гор. Луцк. Командиром соединения назначается гв. полковник КУРОЧКИН Александр Филиппович. В июле месяце части соединения ведут активные боевые действия взаимодействуя с наземными войсками во Львовской наступательной операции. С высоким напряжением вели боевые действия ленчики — штурмовики нашего соединения. Группами по 8-10 самолетов они непрырывно атаковали артиллерию, танки, скопление живой силы силы противника, расчищая путь наступающим советским войскам. 14 июля 1944 года группа из 6 самолетов ИЛ-2 во главе с заместителем командира эскадрильи гв. ст.лейтенантом МИЛАШЕНКОВЫМ СВ. выполняла боевое задание по уничтожению танков и артиллерии противника в районе населенного пункта Микуличи. После 2-х атак самолет был подбит огнем зенитной артиллерии и загорелся. Ст. лейтенанту МИЛАШЕНКОВУ не удалось сбить пламя, тогда повинуясь велению долга, он направил свой горящий самолет на автоколонну противника, идущую по дороге к линии фронта. Расчет оказался точным. Летящий факел, направляемый слабеющей рукой умирающего летчика врезался в фашистскую колонну. Так погиб славный воздушный воин беспредельно любящий свою Родину коммунист гвардии старший лейтенант МИЛАШЕНКОВ Сергей Васильевич. Несколько позднее, 27 июня 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено высокое звание Героя Советского Союза посмертно. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко- фашистскими захватчиками при прорыве обороны немцев на Львовском направлении и проявленное при этом доблесть и мужество дивизия Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1944 года награждена орденом Богдана Хмельницкого II степени. Отличившимся в боях при освобождении городов Владимир — Волынский и Равва — Русская присвоены собственные наименования: 108 гвардейскому шап- Равва- Русский, 109 гвардейскому шап- Владимир Волынский. В результате успешно проведенной Львовской операции войска первого Украинского фронта вышли на рубеж р. Висла и заняли плацдарм на ее правом берегу. Части дивизии подействовали войскам 3 и 13-й Гвардейских армий в отражении атак противника на правом берегу занимаемого плацдарма.

Next

За образцовое выполнение боевых заданий и проявленное при этом мужество и героизм 110 гв. шап присвоено собственное наименование — Висленский. В ходе боев с личным составом проводилась большая партийно-политическая работа, направлена на воспитание у личного состава высокого чувства долга перед Родиной, ненависти к врагу, высокого наступательного порыва. Партполитаппарат, партийные и комсомольские организации оказывали командованию большую помощь в укреплении политико-морального состояния личного состава, высокой воинской дисциплины и уверенности в полной победе над врагом. Многие летчики, техники, воздушные стрелки в этот период, движимые высоким патриотическим искусством и глубокой верой в победу над врагом решили идти в бой коммунистами. За период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1944 года в частях соединения принято в партию 241 человек, в комсомол- 75 человек. В январе 1945 года соединение принимает участие в Сандомирской наступательной операции 1 Украинского фронта, непосредственно взаимодействуя с войсками 3,4 и 13 Армий при прорыве обороны противника, развития наступления, овладении городами Сандомир, Дембица и в разгроме окруженной Сандомирской группировки противника. В феврале 1945 года во взаимодействии с войсками 3-ей и 13 гв. армиями части соединения вели боевые действия по преследованию и уничтожению отступающего противника западнее р.Одер, овладению, расширению и удержанию плацдармов на западном берегу р.Нейсе /5 км.южнее г.Губен/. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками, по овладению городом Петрюков 108 гв.штурмовой авиационной Равва-Русский полк награжден орденом Суворова III степени. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко- фашистскими захватчиками и вторжение в немецкую Селезию проявленное при этом доблесть и мужество 109 гв. штурмовой авиационной Владимиро- Волынский полк награжден орденом Богдана Хмельницкого II степени. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко- фашистскими захватчиками в прорыве обороны противника на р.Нейсе и овладении городом Котбус 110 гв. штурмовой авиационный Висленский полк награжден орденом Александра Невского. В марте 1945 года соединение содействовало войскам III гв. Армии в боях за город Губен, ликвидации окруженной группировки немцев в крепости Глогау- Бреслау и в отражении контратак танков и пехоты противника на Герлицком направлении на участке 52 Армии. Основное усилие было направлено на ликвидацию окруженной группировки крепости Глогау- Бреслау. На выполнение этой операции личным составом произведено 909 самолето- вылетов из 1185 боевых вылетов, совершенных в марте месяце. В апреле 1945 года войска 1-го Украинского фронта перейдя в наступление, при поддержке массированными ударами авиации, прорвали эшелонированную оборону немцев на р. Нейсе в районе населенного пункта Форст и к исходу 28 апреля 1945 года овладели южной окраиной г.Берлин. В Берлинской операции части соединения принимали активное участие взаимодействуя с 3 гв. Армией. В апреле личным составом соединения произведено 1211 боевых вылетов-наибольшее напряжение за период всей войны. В мае 1945 года части соединения подействовали наземным войскам в овладении г. Берлин, а также во взаимодействии с войсками 3 гв. Армии действовали на Дрезденском и Пражском направлениях. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками при ликвидации группы немецких войск, окруженных юго-восточнее Берлина и проявленные при этом доблесть и мужество соединение Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1945 года награждено орденом Красного Знамени. За период боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны частями соединения произведено 10549 боевых вылетов с налетом 11480 часов и 23284 не боевых вылетов с налетом 10849 часов. В приказах Верховного Главнокомандующего личному составу соединения только с октября 1943 года объявлено 12 благодарностей.

Next

Личный состав соединения воспитанный коммунистической партией морально устойчивый и беспредельно преданный социалистической Родине, хорошо владеющий авиационной техникой, в ожесточенной схватке с сильным и опытным врагом проявил высокое мужество, смелость и отвагу. За боевые отличия в борьбе с немецко- фашисткими захватчиками, проявленные при этом воинскую доблесть, мужество и героизм 12 офицерам присвоено звание Героя Советского Союза, 29 человек награждены орденом Ленина, 240 — орденом Красного Знамени, 259- орденом Отечественной войны I и 11 ступени, 15- орденом Александра Невского, 782 орденом Красная Звезда. Героические подвиги и напряженные боевые действия летчиков были высоко оценены Коммунистической партией и Советским Правительством. Звание Героя Советского Союза получили летчики гвардейского Краснознаменного Ордена Богдана Хмельницкого авиационного соединения:
-гвардии подполковник ЗУБАНЕВ Николай Иосифович — произвел 82 эффективных боевых вылета на штурмовку и бомбометание войск и техники, разведку тылов противника. Уничтожил 6 танков, 60 автомашин, 26 орудий ПА и ЗА, 40 повозок, 5 складов боеприпасов и горючего, 300 железнодорожных вагонов, рассеял и частично уничтожил до 230 солдат и офицеров противника;

Next

- гвардии подполковник СУВОРОВ Александр Яковлевич — произвел 102 боевых вылета, уничтожил 5 танков, 25 точек ПА и ЗА с расчетами, 61 автомашину, 40 повозок с войсками и грузами, взорвал 4 склада с боеприпасами, 30 железнодорожных вагонов, частично уничтожил и рассеял до 300 солдат и офицеров противника, уничтожил 6 самолетов на аэродромах и 1 в воздушном бою;

Next

гвардии майор БЕЛИКОВ Виктор Матвеевич — совершил 108 успешных боевых вылета, уничтожил 16 танков, 65 автомашин и 38 повозок с войсками и грузами, 11 дзотов, 7 складов, подавил огонь 22 орудий ПА, частично рассеял и уничтожил до 635 солдат и офицеров противника;
- гвардии майор СОЛОДИЛОВ Макар Алексеевич — произвел 39 успешных боевых вылета на самолете ТБ-3 и 77 на самолете ИЛ-2, уничтожил 2 танка, 19 автомашин с войсками и грузами, 16 повозок, подавил огонь 16 орудий ПА и ЗА , разрушил 8 дотов, создал 7 очагов пожара, частично уничтожил и рассеял 90 солдат и офицеров противника;
-гвардии капитан ЕРМАКОВ Василий Ермолаевич— совершил 121 боевой вылет, уничтожил 11 танков, 49 автомашин, 9 бронетранспортеров, 12 железнодорожных вагонов с войсками и грузами, подавил огонь 36 орудий ПА и 27 орудий МЗА, 32 минометов, разрушил 3 переправы, 16 дотов, частично уничтожил и рассеял до 270 солдат и офицеров противника;

Next

гвардии капитан ЗИНОВЬЕВ Иван Иванович — произвел 102 боевых вылета, уничтожил 9 танков, 65 автомашин, 2 батареи ПА, 25 железнолорожных вагонов с войсками и грузами, 10 самолетов на аэродромах противника, частично уничтожил и рассеял до 250 солдат и офицеров противника;


-гвардии капитан МОРОЗОВ Иван Иванович — совершил 137 боевых вылета, в т.ч. 102 боевых вылета ведущим группы самолетов уничтожил 8 танков, 30 точек ЗА и ПА, 60 автомашин с войсками и грузами, 20 железнодорожних вагонов, 8 цистерн, 2 склада с боеприпасами, уничтожил до 350 солдат и офицеров противника, 3 самолета на аэродромах и 2 самолета в воздушном бою


гвардии капитан НОВИКОВ Александр Кириллович — произвел 126эффективных боевых вылетов, уничтожил 15 танков, 2 самоходные пушки, 9 самолетов на аэродромах, 1 самолет в воздушном бою, 6 батарей ПА, 6 минометных батарей, 14 железнодорожных вагонов и цистерн, 80 автомашин, 5 складов с горючим и боеприпасами, 12 огневых точек.

Начало